больше всего хочется взглянуть на эти:
1598-1599. Галерея Уффици, Флоренция.
Michelangelo Merisi da Caravaggio.
Живопись эпохи барокко
Картина итальянского живописца Караваджо «Медуза Горгона». Размер картины 60 x 56 см, холст, натянутый на щит, масло. Картину художнику заказал кардинал Франческо Мария дель Монте, собираясь преподнести её в качестве подарка (оригинального щита) Фердинанду, великому герцогу Тосканскому. Горгоны, в греческой мифологии чудовища женского пола. Гомер в «Илиаде» повествует о том, что голова Горгоны находится на эгиде Зевса, а в «Одиссее» горгоны представлены, как страшилища подземного царства Аида. Как у Гомера, так и у Еврипида, по рассказу которого Горгона рождена землей и убита богиней Афиной, речь идет об одной Горгоне; между тем у Гесиода их три, живущие за океаном на западе. Позднейшие писатели (Геродот и другие) относят пребывание горгон в Ливии и сопредельных африканских землях. Горгоны представляются в виде крылатых существ с несоразмерно большой головой, высунутым языком, оскаленными зубами и часто со змеями на голове или туловище. Из них Медуза, которую по преимуществу и называют просто Горгоной, была самой ужасной. Она одна была смертна, отчего Персей и мог отрубить ей голову. Из ее крови, оплодотворенной Посейдоном (раньше смертоносного удара Персея), был рожден крылатый конь Пегас. Голова Медузы окаменяла всех, кто на неё смотрел или до неё дотрагивался. Изобразительное искусство долгое время изображало её в отвратительном виде, но позднее, после Пиндара, у которого она представлена красивой, художники стали изображать ее прекрасной, хотя и внушающей ужас, обыкновенно — с крыльями над висками и змеями в волосах. Внешне ужасное стращилище, изображаемое художниками в позднее средневековье и в эпоху возрождения, постепенно сменилось изображениями ужасного выражения красивого лица. Лучшей картиной, изображающей Медузу Горгону, считается работа Микеланджело Меризи да Караваджо.
История итальянского искусства периода барокко.
Нарцисс у ручья
1598-1599. Национальная галерея античного искусства, Рим.
Michelangelo Merisi da Caravaggio.
Живопись эпохи барокко
Картина итальянского живописца Караваджо «Нарцисс у ручья». Размер картины 110 х 92 см, холст, масло. Караваджо в свём искусстве выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи. Героем своих произведений художник делает человека из уличной толпы — римского подростка или юношу, наделенного грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой картин Караваджо предстает то в роли музыканта, то в образе простодушного карточного игрока, то в качестве бездумного щеголя, внимающего лукавой гадалке, то в облике Нарцисса или юноши с атрибутами античного бога Вакха.
История итальянского искусства периода барокко.
1598-1599. Национальная галерея античного искусства, Рим.
Michelangelo Merisi da Caravaggio.
Живопись эпохи барокко
Картина итальянского живописца Караваджо «Нарцисс у ручья». Размер картины 110 х 92 см, холст, масло. Караваджо в свём искусстве выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи. Героем своих произведений художник делает человека из уличной толпы — римского подростка или юношу, наделенного грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой картин Караваджо предстает то в роли музыканта, то в образе простодушного карточного игрока, то в качестве бездумного щеголя, внимающего лукавой гадалке, то в облике Нарцисса или юноши с атрибутами античного бога Вакха.
История итальянского искусства периода барокко.
Нарцисс (мифология)
«Нарцисс»
картина Караваджо
Нарци́сс (точнее, Наркисс др.-греч. Νάρκισσος) — в
древнегреческой мифологии[1] сын речного бога Кефиса[2] и нимфы Лириопы[3]
(Лаврионы?), либо сын Эндимиона и Селены[4].
Миф
Тиресий предсказал Нарциссу, что он будет жить долго, если
не увидит своего отражения. Когда ему было 16 лет, его полюбила нимфа Эхо.
Прекрасный, но холодный и гордый, отвергнув любовь нимфы, он был наказан
богиней Афродитой[5].
Согласно Овидию, в него были влюблены многие юноши и
девушки, но он отвергал их. Тогда они воззвали к Немесиде, и та вняла их
просьбам . По одному из рассказов, Аминий, один из отвергнутых влюбленных,
покончил с собой перед домом Нарцисса, прося божество о мести[6].
Во время охоты он увидел в реке своё отражение, влюбился в
самого себя, не смог с ним расстаться и умер от голода и/или страдания. Когда
пришли за его телом, его там не было, но на том месте, где оно должно было
быть, вырос цветок нарцисс, его сестры-наяды оплакали его[7].
Источник Нарцисса показывали в местности Донакон
(Тростниковое ложе) на земле феспийцев. Умер у источника. По другому сказанию,
у него была сестра-близнец, в которую он влюбился и, когда она умерла, стал
ходить к этому источнику и утешился[8].
Имя Нарцисса стало нарицательным[9] и символизирует гордость
и самовлюблённость.
Согласно одному из античных толкователей, близких
платонизму, Нарцисс увидел «в текущей природе материи свою собственную тень, то
есть внутри материи — живое существо, которое является последним образом
истинной души, и постаравшись обнять эту душу как свою собственную (то есть,
возлюбив живое существо ради него самого), он задохнулся, утонув, как если бы
погубил истинную душу»[10].
Комментариев нет:
Отправить комментарий